.
Правление султана Сулеймана Великолепного известно как золотой век Османской империи, отчасти благодаря пристрастию правителя кукрашению Стамбула архитектурными чудесами. Большинство памятников этого времени были созданы архитектором Минмаром Синаном, разработавшим совершенный тип классической османской мечети.
Родившийся в 1497 г. Синан был рекрутом в ежегодном наборе христианских мальчиков в янычары. Он стал мусульманином и со временем занял пост военного инженера в армии. Сулейман назначил его главой императорских архитекторов в 1538 г. Синан спроектировал 321 здание, 85 из которых все еще стоят в Стамбуле.
Большинство мечетей Синана имеют просторный передний двор с центральным фонтаном для омовения и купольные аркады с трех сторон. С четвертой стороны стоит мечеть с двухэтажным порталом. Главный молитвенный зал перекрыт огромным центральным куполом, немного возвышающимся над двухэтажным фасадом, и окружен меньшими по размеру куполами и полукуполами.
Великолепная стамбульская мечеть Сулеймание - величайшее и самое посещаемое произведение Синана, так что если у вас хватает времени лишь на осмотр одного его шедевра, выбирайте именно ее. Мечеть Атык Валиде в районе Юскю- дар многими чертами напоминает Сулеймание, особенно во внешних строениях при мечети, включающиххамам, медресе, больницу, кладбище и суповую кухню. Меньшая по размеру, отделанная изразцами мечеть Русте-паша отличается особым изяществом, так что заслуживает усилий, которые требуются, чтобы до нее добраться.
Синан проектировал и строил не только мечети. Хамам Чемберлиташ и Айя-София Хюррем Султан Хамами также представляют собой его произведения, и они позволят вам удачно совместить архитектурные впечатления с телесными радостями.
Произведения Синана сохранились и в других городах бывшей Османской империи, в частности в Эдирне, некогда служившей столицей империи.
В следующем зале расположена впечатляющая коллекция из античных захоронений Сирии, Ливана, Фессалоники, Эфеса. Дальше находится зал с Колонными саркофагами из Анатолии, он заполнен поразительно декорированными саркофагами, датирующимися периодом с 140 по 270 г. н.э. Многие из них выглядят как крошечные храмы или жилые здания; не пропустите саркофаг Сидамара из Коньи.
В следующих залах экспонируют памятники из Ликии и образцы анатолийской архитектуры, начиная с древности.
Вернувшись к статуе Беса у лестницы, поднимитесь к изобильным предметами экспозициям «Анатолия и Троя на протяжении веков и «Сопредельные культуры Анатолии, Кипра, Сирии и Палестины.
По другую сторону от фигуры Беса находятся знаменитые Галереи Статуй, которые на момент издания этой книги были закрыты на реконструкцию.
На этаже над Галереями Статуй расположена замечательная экспозиция «Стамбул на протяжении веков, она представляет историю города в течение различных периодов: архаического, эллинистического, римского, византийского и османского. Экспозиция продолжается этажом ниже, где расположена впечатляющая галерея с византийскими артефактами.
Изразцовый павильон Последняя часть музейного комплекса - Изразцовый павильон султана Мехмета Завоевателя. Построенный в 1472-м как дворцовая постройка, изначально он служил местом для наблюдения за спортивными мероприятиями. Портик с 14 мраморными колоннами был возведен в правление Абдулгамида I после того, как в 1737 г. сгорел первоначальный.
В экспозиции находится лучшая коллекция сельджукских, анатолийских и ос-манских изразцов и керамических изделий; предметы датируются периодом с конца XII по начало XX в. Собрание включает изникские изразцы с середины XIV по XVII в., когда там производились лучшие керамические плитки в мире. Войдя в центральный зал, вы не сможете пропустить потрясающий,
установленный Ибрагим-беем Имаретом в Карамане в 1432 г. Также стоит обратить внимание на фонтан, украшенный изображением павлина, он находится у стены, в зале слева позади павильона; датируется 1590 г.
Парк Гюльхане некогда служил внешним садом дворца Топкапы, в него можно было войти через царский двор. В наши дни толпы местных жителей собираются здесь на пикник под деревьями, прогуливаются между аккуратными цветочными грядками и наслаждаются чудесными видами на Золотой Рог и Мраморное море от Сет Юстю Джай Бахчесы в северо-восточной оконечности парка.
Недавние работы по украшению обеспечили гостей качественными дорожками и удобствами, там также появился новый музей - Стамбульский Музей истории науки и технологии в исламе. Для интересующихся историей науки здесь устроены дидактические экспозиции, призванные показать передовые позиции исламской науки и технологий, оказавших большое влияние на европейские знания и достижения. Большинство экспонатов представляют собой реконструкции исторических инструментов и устройств.
Рядом с южным входом в парк стоит Парадный павильон, увенчанный луковичной крышей. Отсюда султан любил наблюдать за парадами и праздничными шествиями. Сейчас в павильоне располагается стамбульское отделение Министерства культуры и туризма.
Через дорогу от Парадного павильона и в 100 м к северо-западу от главных ворот парка, за вычурными воротами в стиле рококо стоит резиденция великого визиря, то есть османского премьер-министра. На Западе ее величают Высокой Портой. В настоящее время здания бывшей резиденции занимают правительственные учреждения.
Юстиниан и его жена Феодора построили эту небольшую церковь между 527 и 536 гг., непосредственно перед возведением Святой Софии. Монограмму императора можно увидеть в каменной резьбе капителей. Недавно отреставрированное здание считается одним из самых красивых византийских построек в городе.
Посвященная святым Сергию и Вакху, покровителям христиан в римской армии, эта церковь многим известна в наши дни как Малая Айя- София. Купол и весь план здания весьма примечательны с архитектурной точки зрения - неправильный восьмиугольник встречается крайне редко. Как и в Святой Софии, интерьер был первоначально декорирован золотыми мозаиками и эффектными колоннами из зеленого и красного мрамора. Мозаики давно исчезли, но колонны сохранились на своих местах. Церковь была превращена в мечеть по велению белого евнуха по имени Хю- сейн-ага около 1500 г.; могила самого евнуха находится к северу от здания. Минарет и медресе датируются тем же временем. Тихий чайный сад расположен в переднем дворе при мечети, там можно отдохнуть и выпить стаканчик чая.
Проект мечети создал в 1571 г. Синаи, в момент взлета его архитектурной карьеры. Помимо общей архитектурной гармонии, мечеть выделяется тем, что медресе находится не в отдельном здании, а является частью основной мечети, вынесенной в передний двор. Интерьер украшен замечательными красно-синими изникскими изразцами - одними из лучших, когда-либо созданных.