.
Со времени первого опыта жизни на полинезийском острове Фату-Хива Хейердал видел мир в единстве и взаимосвязи всех форм жизни на земле. Определение возможных путей проникновения с одного континента на другой позволило ему более глубоко понять эту связь, и теперь исследователь стремился теоретически осмыслить полученные в ходе путешествий результаты применительно к трем великим древним цивилизациями (шумеров, Мохенджо-Даро и таинственной земле Пунт, упоминавшейся египтянами), зародившимися где-то в Мессопотамии. В связи с этим у него возникла мысль об организации еще одного путешествия на тростниковом плоту по Индийскому океану. «Тигрис» должен был соответствовать конструкции древнего шумерского судна «ма-гур». Строили его в Южном Ираке люди местного арабского племени марш с помощью индейцев с озера Титикака, принимавших участие в создании «Ра-П». Спущенный на воду в Курне, в Ираке в 1977 г., он доказал прекрасные мореходные качества, причем его тростниковый корпус успешно противостоял даже невероятно загрязненным водам Персидского залива.
Это путешествие доказало возможность существования древнего морского пути между Дилмумом (на острове Бахрейн), который шумеры считали родиной своих предков, и цивилизацией Мохенджо-Даро в долине Инда. Путь «Тигриса» лежал в Карачи, но в индийском штате Гуджарат для приема крупных кораблей был углублен и расширен древний порт Лотал. Для завершения картины Хейердал решил доплыть до Сомали, где, как он полагал, некогда располагался таинственный Пунт, однако война между Эфиопией и Йеменом сделала это путешествие невозможным. В марте 1978 г. «Тигрис» достиг граничащей с Сомали республики Джибути, но дальнейшее плавание местные власти запретили из соображений безопасности.
Тогда Хейердал сжег свой плот, который был в прекрасном состоянии, и отправил в Организацию объединенных наций протест против проявлений бесчеловечности в современном мире. «Размеры нашей планеты, — писал он, — несравнимы с величиной тростникового плота, перенесшего нас через океан, и тем не менее ей грозит такая же опасность, если живущие на ней люди не осознают необходимости разумного сотрудничества для спасения себя и нашей общей цивилизации».
В последующие годы Хейердал провел ряд археологических экспедиций на Мальдивских островах, после чего вернулся на остров Пасхи в качестве руководителя и организатора совместного норвежско-чилийского археологического проекта. В 77 лет он продолжал писать и путешествовать.
Слева: На тростниковом плоту « Тигрис» Хейердал совершил путешествие по Персидскому заливу до Индии, а потом через Индийский океан к берегам Восточной Африки. В 1978 г. он сжег свой плот как «факел, призывающий людей к разуму и делу мира».
Гималаи в переводе означает «обитель снегов». Этот высочайший в мире горный хребет с крутыми зубчатыми пиками, покрытыми вечными снегами, растянулся примерно на 2500 км в длину. Основу составляет Большой гималайский хребет, в состав которого входят 9 из 14 высочайших вершин мира. Первой среди них лишь в 1852 г. был признан Эверест на границе Тибета и Непала. Сто лет спустя определили, что его высота — 8848 м. Каждый год под давлением окружающих гор она возрастает на 13 мм, поэтому считается, что к 1990 г. Эверест должен был стать выше на 46 см по сравнению с 1953 г., когда его вершину покорили Хиллари и Тенцинг.
После 30 лет отважных попыток покорение Эвереста потрясло мирно начать лишь с северной — тибетской — стороны. В 1921 г. разведывательная партия провела тщательное обследование северных отрогов горы. Одним из ее участников был Джордж Мэллори, до 1953 г. считавшийся наиболее известным покорителем Эвереста. Школьный учитель, сперва собиравшийся стать священником, Мэллори начал заниматься альпинизмом в Альпах, еще когда учился в школе в Винчестере. Именно он дал знаменитый ответ на вопрос, зачем ему понадобилось взбираться на Эверест: «Потому что он существует». Альпинист погиб в горах, когда ему не исполнилось и 38 лет. Разведывательная экспедиция в срок представила отчет, и в 1922 г. группа английских альпинистов в сопровождении проводни- ков-шерпов начала первый из многочисленных штурмов Эвереста. Его участники продвигались вверх с северной стороны хребта. Через некоторое время Мэллори с двумя спутниками поднялся на высоту 8217 м, которой раньше не достигал ни один человек. Они так замерзли и были настолько истощены, что пришлось вернуться обратно. Позже они повторили попытку, взяв с собой кислородные баллоны, и сумели подняться на 8321 м. Третьей попытке помешала лавина. Вторая экспедиция была организована в 1924 г., но холод и сильнейшие бури сделали восхождение необычайно трудным. Все же участники экспедиции смогли подняться на высоту 8537 м. На последнем этапе восхождения дышать стало так трудно, что все за исключением Мэллори и Эндрью Ирвина повернули обратно. В последний раз двух альпинистов видели в добром здравии на расстоянии около 245 м от вершины, потом их окутал туман. Обратно они не вернулись. Никто так и не узнал, удалось ли им достичь вершины и что с ними произошло впоследствии.
«Потому что он существует»
В Британской Индии гора эта была известна как Пик XV до тех пор, пока не получила имя сэра Джорджа Эвереста, в то время губернатора Индии. Но до этого долгие столетия жители Тибета называли гору Джомолунгма — «Мать-Богиня мира», а местные жители, шерпы, — «Высокая гора, через которую не может перелететь ни одна птица». Альпинисты горели желанием ее покорить, но вплоть до 1920 г. власти Тибета и Непала не позволяли иностранцам к ней приближаться.
В тот знаменательный год Альпийский клуб и Королевское географическое общество вместе создали Комитет по Эвересту, и ему с помощью английского правительства удалось убедить далай-ламу дать разрешение на проведение экспедиции. Непал на уговоры не поддался, поэтому подготовку к восхождению на высочайшую в мире гору можно бы-
Вершины в осаде
Покорением высочайших вершин мира занимаются исследователи особого рода. Они появились только в современную эпоху, а увлечение восхитительными горными пейзажами и альпинизмом зародилось в XVIII в. Высочайшая гора Западной Европы была покорена в 1786 г. врачом из Шамони, которого сопровождал местный житель, а два брата- швейцарца в 1811 г. достигли вершины Юнгфрау.
Современный альпинизм, как и многие другие виды спорта, обязан своим появлением англичанам. Сначала им занимались главным образом любители — состоятельные спортсмены, имевшие достаточно времени и средств, чтобы позволить себе такую роскошь. Они взбирались на вершины гор с местными проводниками, которым платили как профессионалам, а слава доставалась любителям. Особенно высокой репутацией как проводники заслуженно пользовались швейцарцы.
После покорения вершины Виттерхорн сэром Альфредом Уиллсом в 1854 г. Альпы постоянно притягивали британских альпинистов, и они в 1857 г. основали в Лондоне Альпийский клуб. Вскоре интерес к альпинизму распространился за пределы Англии, и такого же рода клубы возникли во Франции, Швейцарии, Соединенных Штатах, Новой Зеландии и других странах.
В 1865 г. крупного успеха достиг Эдуард Уимпер, с шестой попытки покоривший ранее считавшуюся неприступной гору Маттерхорн. Тогда же стало ясно, насколько этот вид спорта опасен: 4 участника восхождения сорвались вниз и разбились насмерть, а Уимпера и 2 проводников спас лишь обрыв каната. Трагедия не остановила Уимпера: сначала он отправился исследовать Гренландию, а потом — покорять Южноамериканские Анды, где в 1880 г. первым взошел на пик Чимборасо в Эквадоре высотой 6310 м.
Когда основные вершины Альп и Пиренеев были покорены, интерес альпинистов стали вызывать горы Кавказа, Северной и Южной Америки, Африки и Новой Зеландии. Килиманджаро, высочайшую вершину Африки, в 1889 г. покорили двое немцев: Ганс Мейер и Людвиг Пуртшел- лер. Самая высокая вершина Анд — Аконкагуа (высота 6959 м) покорилась в 1897 г. Матиасу Зурбриггену.
В 1913 г. на самую высокую гору Северной Америки — Маккинли поднялась группа альпинистов под руководством Гудзона Стака, родившегося в Англии протестантского священника с Аляски, получившего назначение на должность архидиакона Юкона.
Задолго до этого взгляды всех альпинистов мира, естественно, обратились к покрытым вечными снегами заоблачным вершинам Гималаев. Их пики не только чрезвычайно высоки, но зачастую совершенно неприступны. Но в XX в. они привлекали альпинистов не только из Европы — Англии, Австрии, Франции, Германии, Италии, России, — но также из
Индии, Китая и Японии. К этому времени существенно изменился и сам подход к альпинизму. Дилетантизм, дух индивидуализма и личной отваги, присущий альпинистам прошлого поколения, уступил место почти военному планированию каждого восхождения, в чем-то схожего с осадой и штурмом крепостей. Группы альпинистов в сопровождении небольших армий носильщиков и со значительными запасами продовольствия и оборудования методично и целенаправленно приближались к вершине в соответствии с заранее разработанным детальным планом. До самого штурма вершины осаждающие брали крепость поэтапно, последовательно разбивая лагери по мере подъема в гору и подвозя в них все необходимое, чтобы альпинисты могли там спокойно отдохнуть перед очередным этапом восхождения. Именно такая стратегия применялась при покорении Эвереста.