.
г. Минск, ул Кальварийская 25, офис 404
Музеи Стамбула

В Стамбуле находится львиная доля византийских памятников, но немногие из них поражают, как эта заполненная мозаиками церковь. Расположенная под сенью могучей городской стены Феодосия II, превращенная в наши дни в музей, которым управляют те же кураторы, которые работают в Айя-Софии, она принимает меньше посетителей, чем Святая София, хотя дает не менее захватывающее представление о византийском искусстве.

Путешествия туры в Турцию

Первоначально здание, известное тогда как церковь Спасителя за городскими стенами, было построено за чертой древней городской стены Константина Великого. Однако в течение следующего столетия церковь и весь монастырский комплекс, в который она входила, постепенно оказались окружены разраставшимися пригородами, а при Феодосии II монастырь попал внутрь нового кольца стен.

Около 500 г. император Анастасий и его двор переехали из Большого дворца в новый дворец Влахерны, комплекс зданий у самой стены Феодосия - там, где наземная стена встречалась со старой морской на берегу Золотого Рога. Близость дворца к монастырю Хора стала причиной значительной перестройки последнего в 536 г., в царствование Юстиниана.

дворец Влахерны

Однако здание, которое вы увидите сегодня, не является церковью эпохи Юстиниана. Та была разрушена в период иконоборчества и перестраивалась потом не менее пяти раз, самые значительные изменения были произведены в XI, XII и XIV вв. В наши дни Хора состоит из пяти архитектурных частей: это центральный неф, двухэтажная пристройка с северной стороны церкви, внутренний и внешний нартексы и погребальная капелла с южной стороны.

Практически весь декор интерьера - знаменитые мозаики и менее прославленные, но не менее поразительные фрески - датируется 1312 г., их исполнение оплатил Феодор Метохит, поэт и книжник, имевший чин логофета, чиновника, отвечавшего за византийскую казну при императоре Андронике II. Одна из самых чудесных мозаик музея находится у входа в неф из внутреннего нартекса, на ней изображен Феодор Метохит, подносящий церковь Христу.

Феодор также собрал большую, богатую библиотеку для монастыря; к сожалению, не сохранилось следов ни здания библиотеки, ни других монастырских строений.

Только церковь не изменилась с годами, после столетий существования в качестве христианского храма она стала мечетью в правление Баязита II, а в 1945 г. была превращена в музей.

Мозаики

Большая часть интерьера покрыта мозаиками, изображающими жизнь Христа и Богоматери. Найдите образ Христа Хал- ке, на котором Иисус представлен вместе с Богоматерью и с двумя донаторами: Исааком Комнином и Меланией, дочерью Михаила Палеолога VIII. Образ находится под правым куполом во внутреннем нартексе. В самом куполе изображена композиция, включающая Христа и его предков. В левом куполе нартекса сохранилась величественная мозаика: Богоматерь с Младенцем-Христом в окружении предков.

В центральном нефе находится три мозаики: Христос-, Богоматерь с Младен- ирм-Христом и Успение Богоматери - чтобы увидеть, надо обернуться назад, так как композиция размещена над главным входом. Иисус держит в руках спеленутую фигурку - душу Девы Марии.

Фрески

Справа от нефа находится пареклесий - боковая капелла, предназначенная для погребения основателя церкви и его родственников и приближенных. Капелла декорирована фресками, в которых раскрывается тема смерти и воскресения, сцены из ветхозаветной истории. Потрясающая роспись апсиды включает сцену «Воскресение мертвых, в которой могущественный Иисус Христос поднимает из гробниц Адама и Еву, а святые и цари ждут суда. Врата Ада расположены под ногами Христа. Менее величественные, но не менее прекрасные фрески украшают купол: это Богоматерь и 12 ангелов.

Хотя никто не знает этого определенно, считается, что фрески написаны теми же мастерами, которые создали мозаики. Они представляют собой выдающее

ся художественное произведение, а характер живописи с умелым использованием перспективы и утонченными портретными образами напоминает работы итальянского мастера Джотто, более чем кто- либо другой способствовавшего формированию итальянского Возрождения.

Везде установлены знаки, запрещающие фотосъемку в музее, но многие посетители последовательно игнорируют их, нанося вред уникальным мозаиками и фрескам. Пожалуйста, не присоединяйтесь к ним.



Идет загрузка модуля поиска туров