.
г. Минск, ул Кальварийская 25, офис 404
Полет к полюсу

В Арктике Бэрд получил много полезных уроков не только по организации полярных полетов, но также по управлению небольшими кораблями с командой из добровольцев и распределению бюджета. Он убедился в действенности рекламы и в том, что провести исследования в соответствии со своими планами можно только за счет средств богатых спонсоров и широкой общественности. Теперь Бэрд сосредоточил все свое внимание на Антарктике и стал строить планы ее покорения с воздуха. Он решил предпринять 2-летнюю экспедицию, в ходе которой предстояло совершить полет к Южному полюсу и исследовать области, получившие широкую известность полстолетия назад в результате путешествий Амундсена, Шеклтона и Скотта. Первая антарктическая экспедиция Бэрда, финансированная почти исключительно на средства частных и общественных спонсоров, стала самой крупной и дорогостоящей экспедицией своего времени. В ней приняли участие два корабля: «Город Нью-Йорк» и «Элеонора Боллинг» (в честь матери Бэрда). Помимо них было использовано несколько китобойных судов, доставивших на юг его самого и значительную часть продовольствия и оборудования. Экспедиция отплыла из Новой Зеландии в начале декабря 1828 г. и к середине месяца достигла границы плавучих льдов в море Росса. Уже в начале января в Малой Америке, расположенной в Китовой бухте, началась работа по организации базы на Ледяном шельфе Росса примерно в том же районе, который использовал для зимовки Амундсен.

К концу января ее строительство было уже почти завершено — там раскинулся внушительный лагерь, рассчитанный на 42 человека, 80 собак для упряжек и 3 самолета. Пока лето не кончилось, Бэрд совершил несколько разведывательных полетов, открыл и снял на кинопленку с воздуха многие квадратные мили континентальных земель, которые раньше не видел ни один человек. Полет к горам Рокфеллера, проводившийся Бернтом Бэлченом с участием геолога Лоренса Гоулда, закончился катастрофой: самолет на земле был сорван с креплений и получил сильнейшие повреждения. Люди спаслись, но обломки самолета пришлось оставить в снегах.

В конце зимы Бэрд начал подготовку к основному полету — к Южному полюсу. Предстояло преодолеть более 1285 км — примерно на 240 км больше, чем во время полета к Северному полюсу, и лететь на высоте более 3655 м. Это требовало значительно большего расхода горючего, поэтому Бэрд решил на случай непредвиденных обстоятельств оставить по маршруту полета запасы горючего и продовольствия.

В 3.29 утра 28 ноября Бэрд, фотограф Эшли Маккинли, радист Гарольд Джун и пилот Бернт Бэлчен вылетели к Южному полюсу. Их маршрут проходил от Малой Америки по пути, пройденному Амундсеном 18 лет назад. В полете они обогнали участников геологи ческой экспедиции Гоулда, отправившейся на собачьих упряжках собирать образцы геологических пород.

Бэрд о приближении к полярному плоскогорью:

«Маккинли носился с камерой по самолету. Я сидел за штурвалом. Джун посылал радиограммы, время от времени переливая горючее из канистр в баки и постоянно наблюдая за его уровнем во всех шести баках, а если выдавался момент, фотографировал. Потом он занял свое место у приборов . Наша кипучая деятельность составляла разительный контраст с безжизненностью простиравшихся внизу бескрайних белых просторов».

Бэрд должен был решить, над каким из ледников пролететь — Акселя Хейберга, преодоленным и исследованным Амундсеном, или другим:

«Надо ли нам было пролетать над ледником Акселя Хейберга, высоту которого мы знали, но не знали ни ширины, ни воздушных течений над ним? Воздушные потоки между соседними горами могли быть настолько сильными, что отбросили бы нас к земле, а самолет и так уже летел почти на предельной высоте. Или нам следовало полететь над неизвестным ледником? Но здесь за широким проходом, открывавшимся взору, могли таиться более высокие горы, которые преградили бы нам путь. Выбнрагь надо было сейчас, выбор должен был стать окончательным, поскольку на вторую попытку не хватило бы горючего. И делать это следовало без промедления, так как мы приближались к горам со скоростью более мили в минуту».

«Национальный географический журнал», т. 58 (2)

В 9.15 они были вынуждены сбросить за борт запасы продовольствия, взятые на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы на несколько сотен футов подняться над полярным плоскогорьем. Полет продолжался без особых происшествий, и в 1.15 исследопател н долетели до полюса. К 4.45 пополудни оНи вернулись к подножию ледников и совершили посадку там, где оставили запасы Продовольствия и горючего. Заправившись, они возобновили полет и 6 часов спустя благополучно приземлились на Малой Америке. Продолжительность всего полета составила 15 часов 51 минуту.

Переданная по радио новость об очередном достижении полярного летчика вновь заполнила передовицы всех крупнейших галет мира. А в декабре-январе Бэрд и его группа летчиков внесли существенно более весомый вклад в изучение континента, пролетев большие расстояния над землей Короля Эдуарда УП и другими районами и сделав прекрасные фотографии и описания гор, озер и Покрытого льдами побережья. Тем временем Лоуренс Гоулд и участники возглавляемой им санной экспедиции без особой помпы установили собственный рекорд; в ходе скрупулезной и тщательной работы в горах они совершили самый длительный исследовательский переход на санных упряжках. Их научные результаты и астрономические наблюдения в значительной степени дополнили проведенные с воздуха исследования.

В марте 1930 г. участники экспедиции приплыли в Данидин, в Новой Зеландии, что вызвало поток информации по радио и в прессе. Через несколько недель в США путешественников торжественно встретили не только соотечественники — им рукоплескал весь мир. Простые люди, оказавшие им поддержку, теперь слушали рассказы о подвигах исследователей по радио, смотрели посвященные им фильмы, читали публикации об их свершениях. О путешествии Бэрда знало гораздо больше людей, чем о странствиях большинства его предшественников, и самые широкие круги восторженно приветствовали достижения исследователя и его сподвижников.

Вторая антарктическая экспедиция Бэрд получил звание контр-адмирала запаса, что позволило ему действовать еще более уиереино. Он занес на карг-у значительную часть территории Антарктиды и теперь стал планировать вторую экспедицию, в задачи которой входило более детальное исследование некоторых уже открытых областей и занесение на карту еще не известных. Экономический кризис, охвативший США и Европу, сделал планирование путешествия и сбор средств на его проведение подлинным кошмаром. Бэрда выручил лишь призыв к американскому патриотизму. Но этот раз вопрос стоял о научной и географической экспедиции в «американский» сектор Антарктиды. Она должна была обозначить интересы США на континенте и заложить основы для возможного последующего провозглашения там суверенитета Соединенных Штатов. Почти 2 года Бэрд и энергичные добровольцы, принимавшие участие в подготовке экспедиции, просили и занимали деньш на снаряжение 2 кораблей и приобретение 4 самолетов (включая новую модель гидроплана), многих ТОНН оборудования и продовольствия.

Корабли второй экспедиции Бэрда — «Оклендский медведь» и «Джэкоб Рупперт» — от> плыли отберете Соединенных Штатов в октябре и ноябре 1933 г. На подступах к Антарктиде Бэрд совершил несколько разведывательных полетов вдоль береговой линии на большом гидросамолете «Кертисс-Райт кондор», но не смог обнаружить удобного для высадки места. В середине января 1934 г. экспедиция достигла Китовой бухты и высадилась на месте старой стоянки на Малой Америке, Ее участники откопали остававшиеся там ящики с продовольствием и оборудованием (включая 2 самолета, требовавших небольшого ремонта) и построили в лагере еще 8 домов. Когда в начале марта корабли ушли В обратное плавание, там остались 56 человек, 150 собак и 3 коровы -с теленком. Пока продолжался полярный день, сапные группы с тракторами и собаками уходили в дальние экспедиции, чтобы доставить во внутренние области запасы продовольствия и оборудования. Чуть дальше к югу от 80-й параллели на тракторах был перевезен небольшой разборный дом на 3 человека. В середине марта Бард принял неоднозначное и чрезвычайно опасное решение перезимовать там в одиночку.

22 марта он поручил руководство экспедицией физику Томасу Поултеру, а сам отправился в недавно возведенную хижину. Неделю спустя ее строители вернулись на Малую Америку. Бэрд вел регулярные наблюдения за погодой, читал, научился справляться с одиночеством. Тем не менее он несколько раз чуть было не угорел от печного дыма и выхлопных газов двигателя генератора; связь по радио резко ухудшилась из-за помех, и Поултер решил нанести ему визит. В августе он во главе спасательной группы совершил рискованное путешествие и, добравшись до цели, нашел контр-адмирала больным и настолько неухоженным, что потом тот почти 2 месяца приходил в норму.

Когда в начале августа взошло солнце, началась подготовка к летним путешествиям. Биологическая экспедиция во главе с Полем Сайплом исследовала землю Мэри Бэрд, геологоразведочные партии изучили ледяной шельф и горы, расположенные к югу и востоку от Малой Америки.

В ноябре и декабре группа летчиков совершила несколько памятных вылетов с целью, в частности, поиска каких-либо признаков существования канала, связывающего бассейны двух глубоко вдающихся в материк морей — Росса и Уэдделла. Им удалось установить, что за исключением Ледяного шельфа Росса поверхность Антарктиды покрыта льдами, достигающими значительной высоты. Что бы под ними ни скрывалось, Антарктиду вполне можно изображать на картах как единый материк, покрытый льдами. Возвращение Бэрда в Соединенные Штаты вновь стало триумфом. Несмотря на мелкие придирки географов к его обобщениям и поверхностности проведенных с воздуха исследований, широкая общественность справедливо полагала, что проделанная им и его соратниками работа представляет собой поис

тине эпохальное достижение. Правительство тоже дало ей самую высокую оценку.



Идет загрузка модуля поиска туров