.
Несмотря на глубоко религиозное воспитание, Мэри Кингсли скептически относилась к миссионерам и тем методам, которыми они пытались обратить в христианство местных жителей. Перед отъездом из Англии в первое путешествие ей советовали почитать миссионерские издания, чтобы составить представление о местах, которые она собиралась посетить, и населяющих их племенах. Она сочла их бесполезными, поскольку «эти добрые люди писали свои отчеты не столько для того, чтобы читатели могли составить себе представление о стране их пребывания, сколько для того, чтобы объяснить им, какой она, по их мнению, должна стать». Кроме того, миссионеры на все лады кляли западноафриканских торговцев — а они нередко поддерживали Мзри в трудных ситуациях. С неподражаемым сарказмом она высмеивает попытки миссионеров одеть африканских женщин на европейский манер: «Мне представляется, что этим во многом объясняется равнодушие африканских девушек к обучению в миссиях. Кроме того, им внушают, что надо все время сдерживать свои естественные порывы... Мне трудно угадать, что думают набожные дамы в Англии, Германии, Шотландии и Франции о фигурах африканок, но не сомневаюсь, что в основном они представляют себе их в форме бочек».
Ее критика не затронула лишь служителей французской евангелической миссии — она чего не сказано о ее деятельности. Она была одаренной писательницей и знала, как увлечь читателя: представляла себя как человека, постоянно допускающего ошибки, попадающего впросак, действующего невпопад, проламывающего крышу в хижине местных жителей или падающего вниз головой в мутную воду реки. Но тонкий юмор, пронизывающий ее беллетристические произведения, никак не преуменьшает научной строгости ее исследовательских работ. В них она пишет лишь о том, с чем сталкивалась на практике, не доверяя рассказам других людей о местных обычаях. В отличие от работ многих миссионеров, которым она не доверяла, но и не осуждала их, ее подход к описанию быта и нравов местных жителей отличается искренностью. Не отрицая колониализма как общественной системы, она писала книги и читала лекции, стремясь поделиться собственным опытом, чтобы дать возможность англичанам лучше понять жизнь коренных обитателей Западной Африки в надежде на то, что империя сможет изменить ее к лучшему.
Трудный путь от чопорной викторианской Англии XIX века прямо в непроходимые джунгли Западной Африки до Мэри Кингсли не проходила ни одна из ее соотечественниц, и в этом смысле ее с полным основанием можно причислить к выдающимся первопроходцам.
полагала, что они заняты исключительно духовной деятельностью. С уважением она относилась и к Мэри Слес- сор — уроженке Шотландии, занимавшейся миссионерством и известной в том районе под именем «Ма». Мэри Слессор много лет прожила в Калабаре, она спасла там двух близнецов, по местному поверью считавшихся дьявольским отродьем. Мэри Слессор была не столь невежественной, как другие миссионеры, и пыталась понять людей, среди которых жила.
Мэри Кингсли с иронией замечала: «Если цель жизни состоит в обретении счастья и радости, не мы должны посылать миссионеров в Африку, а миссионеры из Африки должны приезжать учить нас жизни».
Со времен викингов и до наших дней скандинавские страны давали миру многочисленных мореплавателей и исследователей морских просторов. Суровый климат и скудость местных ресурсов толкали жителей Скандинавии на поиски более теплых и плодородных земель. Еще викинги, избороздившие воды северных морей, ходили в дальние походы от Киева до Лабрадора.
Вслед за ними появились китобои и рыбаки, освоившие Арктику до Шпицбергена и дальше — до зоны вечного оледенения. В наши дни их место заняли ученые-океанологи, раскрывающие все новые и новые тайны мирового океана. Самое почетное место среди них по праву принадлежит норвежцу Фритьофу Нансену.