.
г. Минск, ул Кальварийская 25, офис 404
К Южному полюсу

Географический Южный полюс находится е сердце Антарктиды на высоте около 3047 м на однообразном, покрытом вечными льдами плоскогорье. Задолго до того как туда ступила нога первого человека, исследователи поняли, что он лежит далеко от океана. Сначала надо было морем добраться до Антарктиды, а потом совершить переход к полюсу по льдам внутренних областей. Чтобы качать путешествие к полюсу весной, необходимо перезимовать на расположенной на материке станции.

Для успешного путешествия к полюсу надо было как можно дальше проникнуть во льды южных морей. Именно поэтому Скоп и Шеклтон шли по пути, проложенному Россом еще в предыдущем столетии. Амундсен также считал, что путь к полюсу должен начинаться от моря Росса. Можно было попытаться проложить дорогу к полюсу и от моря Уэдделла, дойдя до самой южной его части, но там плавучие льды представляли большую опасность.

Путешественники понимали, что сочетание большой высоты и полярных южных широт значительно усложнит продвижение к полюсу даже летом. Для преодоления больших расстояний по суше нужно было тщательно спланировать путешествие, продумать, какой груз вести на санях,а какие запасы заранее расположить на складах по пути следования. Многие исследователи, пытавшиеся добраться до Южного полюса, за исключением скандинавов, имели о жизни в холодном климате слабое представление. Скоп, Шеклтон и другие британские первооткрыватели не были знакомы с ездой на санях, искусством выживания в холодном климате, причем проявляли странное нежелание получить столь необходимые в такого рода путешествиях знания.

В отличие от них Амундсен и его норвежские спутники прекрасно ходили на лыжах и без труда научились делать большие переходы на санных собачьих упряжках. Странный и зачастую необъяснимый метод проб и ошибок, присущий экспедициям Скотта и Шеклтона, резко контрастировал со скрупулезным планированием путешествия Амундсеном, его вниманием к деталям, которому он научился у эскимосов во время долгих арктических путешествий, что в итоге обеспечило ему блистательный прорыв к Южному полюсу.

Южная Джорджия расположена примерно в 1125 км, причем плыть до нее надо по волнам самого бурного в мире океана. Другие острова в западном направлении расположены ближе, но Южная Джорджия находится с подветренной стороны, поэтому добраться до нее на шлюпке легче. Шеклтон знал, что на прибрежные базы острова часто заходили китобойные суда и океанские корабли, поэтому там можно рассчитывать на помощь. Шлюпка «Джеймс Кэйрд», длиной 6,7 м и шириной менее 2,1 м, отплыла от острова Элефант 24 апреля. Направившись сначала к северу, чтобы обезопасить себя от столкновения с плавучими льдами, потом она повернула к северо-востоку и взяла курс по ветру. Капитан «Индъюренс» Фрэнк Уорсли проявил чудеса навигационного мастерства, прокладывая курс с помощью секстанта, карманного компаса и хронометра. Все по очереди сменялись на вахте и у руля. В импровизированной каюте готовили на примусе еду, а между вахтами спали в холодных и насквозь промокших спальных мешках.

Почти все время их одежда была насквозь мокрой; когда температура падала, она покрывалась ледяной коркой. Однажды даже борта шлюпки покрылись льдом, который пришлось сбивать топорами. 8 мая, на пятнадцатый день плавания, сквозь дождь и туман впереди показались мрачные, неприступные утесы Южной Джорджии. Еще 2 мучительных дня ушло на то, чтобы добраться до бухты Царя Хаакона и высадиться на берег.

Им удалось это почти чудом, однако оттуда надо было еще долго идти пешком, поскольку бухта расположена на южном берегу острова, а станция, к которой подходили китобои, — на его более защищенном северном берегу. Подкрепившись и отдохнув, путешественники вновь отплыли от берега в поисках более удобного пристанища. Там они неделю ждали, пока погода прояснится, а потом Шеклтон вместе с Уорсли и его помощником Томом Крином отправились по суше на противоположную сторону острова. Южная Джорджия, достигающая в длину около 160 км, а в ширину — 32 км, покрыта горами с заснеженными вершинами и обрывистыми, изрезанными расселинами ледниками. Там часто дуют ветры ураганной силы. Раньше никому не приходилось пересекать этот остров, а у путешественников не было с собой никакого необходимого оборудования, кроме примуса, сковороды, каната и топора. Карпа, которой они располагали, была лишь грубым наброском поверхности острова. Экспедиция отправилась в путь в 2 часа ночи 19 мая при свете луны. Хорошая погода сохранялась. На высоте 762 м группа пересекла ледник и раскинувшееся за ним плоскогорье, и впереди открылась панорама фьордов и выдающихся в море мысов южного побережья острова. Они спустились по северному склону горы и к 5 часам дня 20 мая достигли станции китобоев в заливе Стром- несс.

Моряки сразу же вошли в положение путешественников, и Шеклтону удалось зафрахтовать китобойное судно, на котором он с командой добровольцев вскоре отплыл к остову Элефант. Но к тому времени остров окружили льды и высадиться на берег не было никакой возможности. Тогда они отплыли к Фолклендским островам, откуда аргентинское китобойное судно сделало вторую попытку достичь острова Элефант. Шеклтон тем временем отправился в Пунто-Аренас, где ему был предоставлен небольшой лоцманский бот «Ельчо». 30 августа «Ельчо» с Шеклтоном на борту удалось подойти к острову Элефант и забрать всех ожидавших там людей.



Идет загрузка модуля поиска туров