.
В XIX в. полярные исследователи отправлялись в экспедиции без всякой специальной подготовки.
Когда Амундсен узнал о том, что Пири добрался до Северного полюса, он отправился покорять Южный полюс.
Внизу: Руаль Амундсен стал первым человеком, сумевшим провести корабль из Атлантическо го океана в Тихий по северо-западному проходу, который мореплаватели искали на протяжении столетий. Этот путь проделало судно «Иоа» в 1903-1906 гг.
подготовки и уже в ходе их учились на собственных ошибках. Руаль Амундсен решил позаботиться о будущем заблаговременно и прежде всего стать опытным мореплавателем. Потом ему надо было приобрести опыт жизни в арктических условиях. Он жадно зачитывался всеми отчетами о полярных экспедициях. Еще он должен был хорошо зарекомендовать себя в научных кругах. Следующие два года были целиком посвящены достижению поставленных целей: Амундсен был несравненно лучше своих предшественников подготовлен к тому, чтобы стать во главе полярной экспедиции.
В 1894 г. он нанялся простым матросом на китобойное судно «Магдалена» и поплыл в Арктику. Через два года он прекрасно овладел искусством навигации во льдах и получил звание морского офицера. Возвращаясь в июле 1896 г. из арктического плавания на китобойном судне «Язон», в бухте залива Сандифьорд он встретил бельгийский корабль, готовый к отплытию в антарктическую экспедицию. Он вызвался без всякой оплаты принять в ней участие. Руководитель экспедиции Адриен де Герлах был поражен проницательностью его ума и высоким профессионализмом. Ему очень кстати пришелся морской офицер, умевший прекрасно ходить на лыжах и путешествовать по снежным просторам. В 1897 г. Амундсен отплыл на «Бельжик» вторым помощником капитана. Особенно удачной эту экспедицию назвать нельзя. Когда корабль миновал мыс Горн и Антарктический полуостров и вошел в южные полярные широты, Амундсену стало ясно, что он имеет дело с дилетантами. Руководитель экспедиции собирался провести - Велдон*' но южной части Тихого океана и перезимовать около мыса Адэр Но в мирзе 1SW4 г., когда корабль нpout» землю Алек сандра 1. разразился сильный щтирм, н т-аа неопытности капитана и его пер ною помощника -Белюинк. вскоре сковали льды. Амундсен был не на шутку ктрпюжеи:
- Когда № шли на запад парелдельнб границе антарктических лвдмьх полей, с се а ера на корабл!, мог оорушигься еще один яростный шторм Нам | розила почти неминуемая опасность разбиться о стену льда, еысишуюся на юге. Каждый мореплаватель в этих обстоятельствах должен был бы инстинктивно использовать любую возможность, чтобы уйти как можно дальше к северу, в открытое море И мы могли это сделать. Однако два офицера, которым я подчинялся, заметили расселину во льдах, лежавших к югу от нас, и решили спрятаться в ней от надвигавшейся бури. Большей ошибки они допустить не могли. . К тому времени как нам уда лось уйти от шторма, корабль уже на добрую сотню миль углубился в ледяное поле».
нать игру в людях до наступления летим, когда корабль смог вырваться из ледяного плена. Амундсен покинул - Бсдюкнл- чуть ли нс с отвращением, утвердившись во мнении, что экспедиция — дело профессионал™.
Не оставляя Надежд па продолжение исследований, Амундсен вернулся к морепллилии к>, и и 1Э1ТО г. получил удостоверение шкипера. имевшего право командовать собственный кораблем и норвежских территориальных водах. Его продолжали маыггь Арктика, особенно северо-западный проход, а также Северный магнитный пользе, к которому нн- - то Нс приблпноклся со времени зкепедиции Д»ч чмеа I-, ар.л !'осс в i831 г. - ео1рэфичБ- скип Северный полюс тоже еще оставался пепокорешп.[м. Справедлив-1 полагал, что научная экспедиция получит белее существенную поддержку, чем обычное полярное путешествие. Амундсен решил объединить две цели в одну предполагалось соверши и- плавание по северо-западн- -му проходу и подтвердить огкрыти- Север] шго магнитного полюса.
Льды позади мореплавателей сомкнулись, и они вынуждены были всю зиму дрейфовать к западу по морю Беллинсгаузена - это была первая в истории антарктическая зимовка. Команда, не готовая к такому испытанию, перенесла его с большим трудом. Многие пребывали в страхе, некоторые заболели цингой, включая часть офицеров и самого капитана. Несмотря на молодость, командование судном взял на себя Амундсен. В Южной Норвегии ему довелось пережить немало субарктических зим, которые совершенно не отразились на его здоровье. Прекрасно себя чувствовал и корабельный врач Фредерик Кук, вместе с Пири путешествовавший по Арктике. Они с Амундсеном обеспечивали команду свежим тюленьим мясом, которое помогало бороться с цингой. Они напраг вили всю свою изобретательность на то, чтобы занять судовую команду — как умственно, так и физически. Им удавалось поддержисен отправился в Гамбург, чтобы прослушать курс лекций по этому предмету у выдающегося физика Георга фон Ноймайера. Он купил 48-тонное одномачтовое рыболовецкое судно «Иоа» длиной 22 м. 2 года Амундсен плавал в северных широтах, проверяя и совершенствуя свой корабль, возвращая понесенные затраты, подбирая членов команды и проводя геомагнитные исследования для своего учителя фон Ноймайера. Кроме того, ему нужно было определенное время, чтобы получить диплом капитана дальнего плавания. Амундсен вложил в «Иоа» почти все собственные средства, поэтому ему пришлось искать дополнительные источники финансирования для предполагаемой 5-летней экспедиции. Большую помощь ему оказал Нансен, относившийся к Амундсену с большим уважением. Благодаря столь высокому покровительству молодому путешественнику удалось получить официальное признание и некоторую поддержку. Но когда 16 июня 1903 г. корабль отправился в плавание по северо-западному проходу, Амундсен значительно превысил затраты и был многим должен. Он специально отплыл от берега с шестью спутниками ночью, чтобы избежать выяснения отношений с кредиторами.
В Гренландии на борт погрузили дополнительные запасы продовольствия и оборудования, а также 17 собак для собачьих упряжек. Тяжело груженный маленький корабль пересек Баффинов залив и вошел в запутанный лабиринт островов, стремясь отыскать путь к северо-западному проходу.
Амундсен решил следовать по маршруту Франклина через пролив Ланкастер. В конце августа экспедиция миновала остров Бичи и направилась к югу по проливу Джеймса Росса в поисках удобной для зимовки бухты. Обогнув остров Короля Вильгельма, Амундсен нашел небольшую, хорошо защищенную бухту, названную им Иоа-Хэйвн. Там команда подготовила корабль к зимовке, построила на берегу лабораторию для проведения геомагнитных наблюдений и заготовила запасы оленьего мяса. Вскоре по соседству на зимовку расположилась группа эскимосов из 200 человек.
Амундсен подружился с эскимосами, выучил их язык и воспользовался представившейся возможностью для того, чтобы узнать все что можно об их культуре, одежде, охоте и искусстве выживания. Он оказался внимательным слушателем и терпеливым наблюдателем. Проведенные им исследования позволили получить уникальную информацию. В марте и апреле Амундсен вместе с судовым инженером Педером Ристведтом отправились на север вдоль полуострова Бутия к тому месту, где Росс обнаружил Северный магнитный полюс, чтобы убедиться в том, что он переместился дальше к северу.
Получив у эскимосов неоценимые опыт и знания, Амундсен решил провести вторую зиму в бухте Иоа-Хэйвн, чтобы учиться и путешествовать. В августе 1905 г. экспедиция продолжила путь на запад, идя малоизученными водами проливов Симпсона и Диза, после чего, обойдя остров Виктория с южной стороны, вышла в открытый океан. Там мореплаватели встретились с китобойным судном «Чарльз Хэнсен», которое доплыло туда от Сан-Франциско через Берингов пролив. Стало очевидно, что они прошли по северо-западному проходу.
Но путешествие было еще далеко не окончено. От Берингова пролива корабль отделяли мощные льды, и у «Иоа» часто не хватало мощности для продолжения плавания. В начале сентября Амундсен решил, что еще одна зимовка неизбежна. Он сделал ее в Кинг-Пойнте, неподалеку от острова Гер- шель, в удобной бухте, где к зиме готовились еще несколько китобойных судов. Оттуда в сопровождении группы эскимосов и капитана одного из китобойных судов он направился к ближайшему телеграфу, в Форт-Игберт (Игл) на Аляске. Протяженность этого путешествия, проходившего через горы, составила около 805 км. Отослав сообщение о том, что ему удалось преодолеть северо-западный проход, Амундсен вернулся на остров Гер- шель. В июне «Иоа» отправился в последний этап плавания, завершившийся в октябре 1906 г. в Сан-Франциско.