.
В конце XX в. пересечь гренландский ледяной щит — дело нехитрое для любой подготовленной группы молодых людей, имеющих достаточно средств для приобретения необходимого снаряжения в специальных магазинах. В 1887 г. Нансен начал осуществление своего замысла со сбора средств на экспедицию и разработки эскизов оборудования, поскольку продолжительные лыжные и санные переходы еще не вошли в обычай и необходимых приспособлений не было. Собрать деньги оказалось нелегко даже на самое необходимое для небольшой экспедиции, поскольку Норвегия была страной небогатой и проект исследования Гренландии — далекой земли, находившейся под контролем Дании, — не нашел отклика ни у правительства, ни у налогоплательщиков. В итоге спонсором путешествия стал богатый датчанин Августин Гам ел. При разработке оборудования Нансен проявил недюжинную изобретательность и учел трудный опыт, накопленный во время зимних путешествий по Норвегии. Он изобрел легкие лыжи и крепления, легкие гибкие сани, лодку, одежду для долгих переходов и особые алюминиевые кастрюли, приспособленные для приготовления еды на примусе, чтобы максимально экономить керосин. Изобретенные Нансеном сани с некоторыми модификациями и в наше время находят широкое применение у полярных исследователей, как и придуманная им система приготовления пищи.
В спутники по путешествию Нансен взял себе троих норвежцев: Отто Свердрупа, Олу- фа Дитрихсона и Кристиана Трану, и двух финских лопарей: Балто и Равну. Нансену было тогда 26 лет, а самому старшему участнику экспедиции Свердрупу — 33 года. Группа из 5 человек покинула Христианию в начале мая 1888 г., чтобы через Лейт и Исландию добраться до кораблей китобойного флота, уже вышедших в арктические воды. От берегов Исландии на борту небольшого китобойного парохода «Язон» они отправились дальше на север вдоль восточного побережья Гренландии, где навстречу им плыли многочисленные могучие айсберги. 7 июля неподалеку от Ангмагсалика «Язон» напоролся носом на один из них, и Нансена с его группой высадили на плавучую льдину вместе с 500 кг оборудования для лагеря, продовольствия, научных инструментов и двумя лодками, достаточно прочными, чтобы плыть на них по водоворотам в пространстве между льдами, но слишком хлипкими, чтобы выдержать их натиск.
Путешественников отделяло около 16 км плавучих льдов и открытой воды от берега, где они рассчитывали начать переход через Гренландию. Они надеялись достичь земли через несколько часов. Но вскоре стало ясно, что участники экспедиции недооценили как трудности плавания во льдах, так и силу течения, сносившего их к югу.
Как ни быстро они продвигались на запад, время от времени льды вынуждали их выходить на открытую воду, где их окатывали ледяные волны бурного моря. Удовольствия они от этого не получали, да и опасность была велика, хотя более серьезным оказалось то, что к югу их сносило гораздо быстрее, чем удавалось двигаться в западном направлении. 10 дней, пока течение гнало их на 480 км к югу от того места, где предполагалось высадиться на берег, путешественники наблюдали за сменявшими одна другую панорамами восточного побережья Гренландии.
В конце концов им удалось достичь берега, и начался тяжелый путь назад на север. Через 2 недели они преодолели 320 км, часть их проплыли, а часть — тащили лодки волоком и добрались до Умивика, который Нансен отметил как одно из мест, откуда можно начать путешествие в глубь острова. Оказалось, оно расположено южнее, чем он рассчитывал, и поскольку к югу расстояние между западным и восточным побережьями Гренландии сокращается, переход должен был оказаться короче, чем планировалось. Но путешественников уже поджимало время: середина лета давно миновала, а зимовать в палатках на ледяном щите не хотелось. Переход начался 10 августа. Найдя путь по расселине в леднике, Нансен со Свердрупом вернулись обратно, чтобы провести за собой остальных с пятью тяжело нагруженными санями. На протяжении первых четырех недель перехода они поднимались вверх, причем если вначале подъем был довольно крут, то к концу стал почти незаметен. В первые дни было довольно тепло, но по мере подъема температура снижалась, а пронизывавший до костей ветер напоминал о том, что лето на исходе. Поверхность ледника не была однородной: иногда они двигались по пушистому и глубокому снегу, а порой по жесткой, заледеневшей корке, выщербленной ветрами, в которой санные полозья оставляли след как в мягкой глине. Путешествие оказалось трудным; и если норвежцы не теряли бодрости, то у финнов настроение падало, вся эта затея начинала им казаться утомительной и опасной. К 12 сентября группа вышла к вершине ледника; неделю спустя они уже спускались, ветер дул им в спину, и сани сами неслись вперед с такой скоростью, что мужчины еле поспевали за ними на лыжах. На протяжении всего перехода Нансен и его спутники вели записи, отражая в них погодные условия и состояние снега, координаты, определенные с помощью астрономических наблюдений, высоту над уровнем моря и определяя курс, который вывел бы их к небольшому поселку Готхоб на восточном побережье, где жили датчане и эскимосы. 19 сентября они впервые снова увидели базальт скал, не покрытых снегом, и заметили первые следы расселин. Вскоре путешественники уже двигались по одной из них вниз мимо поразительно красивых гор по леднику к фьорду Готхоб. Через неделю они спустились с ледяного щита на прибрежную равнину. Оставив там большую часть снаряжения, чтобы забрать ее позже, группа через тундру прошла к морю. Там Нансен и Свердруп соорудили некое подобие лодки из бамбуковых шестов отметчиков, ножек теодолита, ивовых прутьев и брезентового пола палаток.
Уже начался октябрь, и последний в сезоне корабль к тому времени из Готхоба ушел. Тем не менее путешественники благополучно провели зиму в селении и внесли оживление в немногочисленное местное общество. Нансен воспользовался возможностью изучить эскимосов и позже опубликовал интересную работу на эту тему. В мае 1889 г. вместе с остальными участниками экспедиции он с триумфом вернулся в Копенгаген.