.
г. Минск, ул Кальварийская 25
Путь в Тибет

По возвращении в Хотан Гедин стал готовиться к следующему рискованному предприятию — первому путешествию в Тибет. Снарядив караван из 21 лошади, 29 ослов, 6 верблюдов, 8 носильщиков и 17 проводников народности таглик, он отправился сначала к Керии и Нии, а потом вдоль реки — в район Далай-курган на высоте 3350 м над уровнем моря. Оттуда 2 месяца караваи двигался на восток, не встретив ни одного человека. На высоте более 4570 м многие участники экспедиции плохо себя чувствовали, поэтому она продвигалась очень медленно. Гедин писал: «Когда я достиг Северного Тибета, меня сопровождала кучка калек». Путешественники

шли по неведомым землям, даже не имевшим названия; через некоторое время условия настолько ухудшились, что их стало трудно выдерживать даже животным. Вскоре от всего каравана осталось 5 верблюдов, 9 лошадей и 3 осла.

Наконец им встретились какие-то монгольские крестьяне, и Гедин сделал длительную остановку, чтобы научиться немного объясняться на распространенном в тех краях наречии и купить лошадей на смену павшим. Положение несколько улучшилось во время перехода по равнинам Цидама через горы Тибета, где им позволяли ночевать в юртах монгольских пастухов, хотя всегда существовала опасность встречи с грабителями-тунгу- тами. Далее им предстояло преодолеть еще один пустынный район у реки Як и Голубого озера (Коконор) на высоте около 3050 м. После перехода через перевал Каракотель они оказались в населенном районе и в итоге дошли до города Тенкар, где остановились в христианской миссии. Из Тенкара Гедин совершил поездку в храмовый город Кум бум и познакомился там с членами Китайской внутренней миссии в Сининг. После

Лхаса

Далекий и таинственный священный буддийский город Лхаса расположен на высоте 3G60 м над уровнем моря в Тибетских Гималаях, неподалеку от одного из притоков Брахмапутры. Крупнейшими в известной своими многочисленными монастырями Лхасе являются самый священный в Тибете четырехзтаж- ный монастырь, построенный в VII в. н.э., и дворец Потала. Раньше он считался зимней резиденцией далай- ламы, главы буддийской секты «Желтая шляпа», а также духовного и светского правителя страны.

Некогда Лхаса была древней столицей Тибета, однако ее власть кончилась в 842 г. н.э. после убийства тамошнего правителя. В последующие годы город превратился в уникальный крупнейший религиозный центр, ставший домом для тысяч буддийских монахов. Как и в истории христианского монашества, когда позиции более древних сект и орденов ослабевали, возникали новые, более суровые духовные организации

Секта «Желтая шляпа», созданная в XIV в. Цонг-хзпой, провозглашала возвращение к целибату и воздержание от употребления спиртного и мяса, сосредотачивая основное внимание своих членов на интеллектуальных занятиях. В 1642 г. Лхаса вновь стала столицей Тибета. Ее слава почти недоступного города, расположенного в землях, где европейцев не слишком жаловали, неизбежно стала притягивать исследователей.

Считается, что каждый новый далай-лама является воплощением предыдущего. Нынешний властитель Тибета родился в 1935 г., получил этот высокий титул в 1940 г., а в 1959 после безуспешной попытки тибетцев выступить против вооруженных сил китайских коммунистов, оккупировавших Тибет в 1951 г., был выслан в Индию. этого он распустил всех участников экспедиции, оставив при себе лишь одного, и на последнем этапе путешествия отправился в Пекин. Ему еще предстояло преодолеть значительное расстояние через Ланьчжоу, Иньчу- ань, переправиться через Хуанхэ, чтобы попасть в Боутоу и через Чжанцзянкоу добраться до Пекина, но в целом экспедиция прошла удачно, поскольку по дороге путешественнику повсюду оказывали госгепрнимство. Пробыв в китайской столице 12 дней, Гедин отправился в обратный путь через Монголию и Сибирь по уже построенному к тому времени до Канска участку Транссибирской железной дороги. Туда он добрался, преодолев 2897 км в повозке и на санях. Когда он приехал в Санкт-Петербург, иарь Николай II пригласил его к себе, и Гедин рассказал ему о плане еще одной экспедиции, в организации которой царь обещал свою поддержку. Затем он сел на корабль и 10 мая 1897 г. вернулся в Стокгольм. Его тепло встретили родители и друзья, но позже он печально отмечал: «Не было и намека на триумфальные процессии, о которых я мечтал еще мальчишкой, когда в Стокгольм вернулся Нор- деншельд. Весь город был занят только готовившимся открытием грандиозной выставки». Но вскоре достижения Гедина получили признание со стороны общественности и короля. Все географические общества Европы отдали должное его открытиям.

Город, затерявший в пустыне Спустя 2 года Гедин вновь отправился в Азию, в удивительное путешествие, в ходе которого он совершил переход через пустыню Гоби. Путешественник обнаружил там развалины города Лоулана, оставленного жителями около 1500 лет назад, когда от него отступили воды озера Лобнор. Гедин раскопал там буддийский храм и несколько домов, а также нашел несколько монет VTI-XTV вв. н.э. и древнейшие из дошедших до нашего времени бумажных документов. Открытие Лоулана задержало на время исполнение его первоначального плана — проникнуть в запретный тибетский город Лхасу, переодевшись паломником. Когда же он все-таки попытался его осуществить, несмотря на измененный облик и сопровождавшего его ламу, тибетцы отнеслись к путешественнику с подозрением и преградили ему путь. Гедину пришлось продолжить путь через горы Тибета со следившими за ним официальными сопровождающими до Индии, а оттуда домой.



Идет загрузка модуля поиска туров