.
Система скоростного транспорта Бангкока пока явно недостаточно велика для города таких размеров, но потихоньку развивается. Нынешняя система состоит из одной линии муниципальной системы MRT, двух линий частной системы BTS и одной линии скоростной электрички ARL.
В большинстве путеводителей, как и в предыдущем издании этой книги, систему MRT именуют «метро», так как она проходит под землёй, а полис - тью надземную систему BTS — «скай- трейн». Однако такие наименования обречены устареть: в конце 2014 г. начнут открываться надземные станции системы MRT. По этой причине мы будем называть обе системы их настоящими названиями.
СИСТЕМА MRT
MRT, по-тайски «ро-фо-мо» — самый приятный вид транспорта в Бангкоке. Чисто, цивильно, станции и поезда кондиционированы. К сожалению, метро состоит всего из одной линии и проложено неудобно для большинства туристов. Линия начинается у вокзала Хуалампхонг, уходит на восток в Силом и дальше к Сук- хумвиту, оттуда поворачивает на север и долго идёт вдоль проспекта Ратчха- дапхисек, оттуда поворачивает на запад, проходит возле рынка Чатучак и заканчивается у железнодорожной станции Банг-Сы, всего 18 станций. Вход в станции метро — единственное место в городе, где охрана досматривает багаж, хотя делают это очень быстро и формально. Проезд зональный, стоит от 16 до 40В в зависимости от расстояния. Жетон можно купить в автоматах, которые принимают монеты и некрупные купюры. В кассе тоже можно купить жетон. На входе жетон надо прислонить к турникету, а на выходе — опустить в турникет. Часы работы 6.00—0.00, некоторые станции закрываются в 23.30. Поезда ходят раз в 5—10 мин. Каждая станция имеет несколько выходов, причём можно пользоваться вестибюлем как подземным переходом. Выходы пронумерованы, в вестибюле висит карта с пояснениями на английском языке, какой выход куда ведёт. Торговли в вестибюлях нет, но есть банкоматы. В 2014—16 гг. планируется серьёзное увеличение системы MRT. В частности, новые станции появятся в Чайнатауне и возле вата Пхо, а вторая линия свяжет Бангкок с городом Нонтхабури. Большая часть новых станций будет построена над землёй, внешне не отличаясь от BTS.
СИСТЕМА BTS
Система полностью надземного метро, или скайтрейна, не имеющая тайского названия. BTS завоевало большую популярность, чем MRT, за счёт удобного маршрута следования. Система состоит из двух линий: Сукхумвитской и Силомской. Первая линия идёт от рынка Чатучак (станция Mo Chit) через Монумент и Саям-сквер, дальше вдоль Сукхум- вита мимо автовокзала Эккамай и заканчивается станцией Bearing, что на Сукхумвите на границе Бангкока и Самут-Пракана. Вторая линия идёт от станции National Stadium в центре города через Саям к Силому, дальше к центральному лодочному причалу у моста Таксина (Saphan Taksin), по мосту через реку и далее на запад, проходя недалеко от вокзала Вонг-Виан-Яй.
Каждая станция, кроме официального названия на английском и тайском языках, имеет индекс, обозначающий направление и удалённость от центральной станции Siam. Например, Victory Monument — это N3, то есть 3 остановки к северу от Саяма. Пересадочный узел Siam организован наподобие московской станции «Китай-город» или питерского «Технологического института», только тут две станции находятся одна над другой. Проезд стоит от 15 до 55В, причём поездки на дальние расстояния выгоднее. Билеты продаются только автоматами. Автоматы старого образца принимают исключительно монеты в 1, 5 и 10В. Купюры и монеты в 2В можно обменять на «правильные» монеты в кассе. На некоторых станциях есть новые автоматы с сенсорным экраном, они берут купюры до 100В включительно. Кроме того, касса продаёт проездные, а обычные билеты не продаёт. Билеты на выходе «кушает» турникет. Каждая станция BTS состоит из двух ярусов: на нижнем кассы и турникеты, там же находятся разные торговые лотки и магазинчики, на верхнем ярусе — собственно поезда. Станции открытые, некондиционированные. В поездах есть кондиционер, но часто бывает многолюдно. Ходят поезда с 6.00 до 0.00, раз в 3—5 мин. На Силомской линии движение прекращается в 0.30. С поездов открываются неплохие виды, хотя если Бангкок выглядит «не ахти» с земли, то сверху всё ещё хуже, взгляду открываются трущобные районы и свалки, спрятанные в глубине жилых кварталов.
По состоянию на начало 2014 г. билеты для BTS не годились для MRT и наоборот. Обе системы имеют проездные, позволяющие сэкономить при частом использовании, но они также несовместимы друг с другом. В планах имеется создание единых проездных на две системы.
Между двумя системами есть три пересадочных узла: MRT Si Lom / BTS Sala Daeng, MRT Sukliumvit / BTS Asok и MRT Chatuchak Park / BTS Mo Chit. Нетрудно заметить, что интересные для туристов районы Раттанакосин, Дусит и Банглампху не охвачены ни одной из систем.
СИСТЕМА ARL
Аэропортовая железная дорога (Airport Rail Link или ARL) — это что- то среднее между аэроэкспрессом, пригородной электричкой и скай- трейном. Она состоит из одной линии, соединяющей аэропорт Суваннапхум с центром города. Это единственная электрифицированная железная дорога в стране. Линия идёт от станции Phaya Thai, что недалеко от Монумента, на восток вдоль шоссе Пхетчхабури и трассы 7, на востоке города поворачивает на юг к аэропорту. Почти на всём своём протяжении ARL идёт по эстакаде непосредственно над восточной веткой обычной железной дороги. Имеется 8 станций, из них пересадочные — Phaya Thai (с BTS Phaya Thai) и Makkasan (c MRT Phetchaburi).
Поезда бывают трёх типов. Синяя линия, она же City Line — это обычные электрички, проходящие от Phaya Thai до аэропорта со всеми остановками. Интервалы движения — 12—20 минут, поезда не очень удобно сделаны, иногда переполнены. Жёлтые экспрессы ходят без остановок от Phaya Thai в аэропорт, красные экспрессы — тоже без остановок, но от станции Makkasan, интервалы — раз в 40 минут, народа нет, кресла удобные. Время в пути до аэропорта на обычной и экспресс-линиях отличается не очень значительно (16 мин. на экспрессе от Маккасана против 25 мин. на медленном поезде), тогда как стоимость проезда на экспрессе — 90В, а на синей
№2. Ив Самут-Пракана по Сукхумвиту черев Эккамай, направо у Central World (Саям), потом на ул. Пхетчхабури мимо Пантипа до Банглампху (Ратчхадамнён-Кланг) и налево, не доезжая моста, до конечной Саранром. Подходит для попадания из Банглампху в районы Саям и Сукхумвит.
№3. От Тхонбури через Вонг-Виан-Яй и Мемориальный мост в Банглампху (улица Пхра-Атхит), дальше через ул. Прадипхат к Чатучаку и автовокзалу Мо- Чхит. Самый быстрый автобус из Банглампху в Мо-Чхит.
№29. От Хуалампхонга через Саям по улице Пхая-Тхай к Чатучаку, Дон- Мыангу и далее в Рангсит.
№33. От Санам-Луанга (Банглампху) через Ратчхадамнён-Кланг в Нонтхабури (проходит пристань Nonthaburi), далее в Пак-Крет и Патхум- Тхани. Очень длинный маршрут. Есть ещё №32 по похожему маршруту (из Банглампху в Пак-Крет через Нонтхабури).
№59. От Санам-Луанга через Ратчхадамнён-Кланг к Монументу, далее в Рангсит через Чатучак и Дон-Мыанг.
№79. От Саяма (Central World) в Банглампху (Ратчхадамнён-Кланг), дальше на Бороммаратчхачхоннани, оттуда уходит в какие-то дворы, возвращается на Бороммаратчхачхоннани, проходит Сайтай и заканчивается вПхуттхамонтхоне. Самый часто ходящий из автобусов, связывающих Банглампху и Сайтай.
№159. Из Пхуттхамонтхона через Сайтай и Бороммаратчхачхоннани в Банглампху (Ратчхадамнён-Кланг), далее по Чарён-Крунг к Хуалампхонгу, оттуда в Саям и через Монумент к Чатучаку и автовокзалу Мо-Чхит. Очень полезный, хотя и несколько долгий маршрут.
№507. От Самут-Пракана (Пак-Нам) через Сукхумвит (Эккамай), Силом, Хуалампхонг, Яоварат в Банглампху (Санам-Луанг), дальше через мост на Бороммаратчхачхоннани в Сайтай.
№509. Идёт с запада города в Банглампху (Ратчхадамнён-Кланг), далее через Дусит к Монументу и Мо-Чхиту.
№511. От Пак-Нама (южный конец Самут-Пракана) по Сукхумвиту, маршрут совпадает с №2 до Банглампху, дальше уходит на Бороммаратчхачхоннани и заканчивается в Сайтае. Один из самых длинных и полезных маршрутов.
линии — от 15 до 45В, в зависимости от расстояния.
Режим работы обеих линий — с 6 утра до полуночи. В планах имеется продление линии от Phaya Thai до аэропорта Дон-Мыанг.
ПРОЧИЕ СИСТЕМЫ
Тёмно-красная линия. На северозападе города в 2013 г. построили скоростную дизельную линию железной дороги. К сожалению, вплоть до постройки нового вокзала в Банг-Сы в 2016 г. эта линия ведёт «из ниоткуда в никуда», проходя только через спальные районы. Есть всего три станции (Bang Son, Bang Bamru, Taling Chan),
совмещённые с одноимёнными станциями южной ветки железной дороги. Линия работает в «тестовом режиме»: всего шесть рейсов в день, три утром и три вечером, составы не отличаются от ординарных тайских поездов. Также идёт строительство ещё одной скоростной линии Банг-Сы — Рангсит через аэропорт Дон-Мыанг.
Метробусы, они же В ВТ, появились в Бангкоке в 2010 г. Этот вид транспорта, наиболее распространённый на американском континенте, представляет собой автобусы с высоким полом, ездящие исключительно по выделенной полосе и останавливающиеся на станциях, подобных станциям скайтрейна. Проход на станции — через турникеты. Все станции расположены на разделительной полосе посередине дороги, поэтому двери находятся справа, а не слева, как у обычных автобусов. Имеется единственная линия метробусов, которая идёт от станции Sathorn (рядом со станцией BTS Chong Nonsi, что на Силоме) длинной дугой вдоль реки через самые южные районы города до станции Ratchapruek, где также можно пересесть на BTS (станция Talat Phlu). Планы по открытию дополнительных линий по состоянию на 2014 г. были заморожены, стоимость проезда — от 5 до 10В.
Автобусы
Система городских автобусов с нумерованными маршрутами охватывает сам Бангкок и его пригороды: Самут- Пракан, Нонтхабури, Пак-Крет, Патхум-Тхани. Всего маршрутов несколько сотен. Все автобусы делятся на два типа: с кондиционером и без него, система оплаты у них разная.
Автобусы без кондиционера бывают маленькие зелёные и большие красные или синие. Проезд стоит фиксированно 7—8В. Платить кондуктору. По некоторым маршрутам примерно раз в полчаса пускают так называемые «народные автобусы», проезд в которых является бесплатным. Отличить бесплатный автобус от платного иностранцу тяжело, так как соответствующая надпись имеется только на тайском языке.
Кондиционированные автобусы — жёлтые, оранжевые или синие, окна закрыты. Платить тоже кондуктору, но действует зональная система оплаты. Билеты стоят от 10 до 25В, автобусы от Суваннапхума могут стоить до 40В. Есть неудобство: надо сказать кондуктору место назначения, и тут возможны языковые проблемы. На некоторых «жёлтых» маршрутах возможен фиксированный тариф 12В.
Все маршруты с номерами от 500 — только с кондиционером, на других маршрутах могут быть автобусы обоих типов. Иногда маршрут кондиционированного автобуса может отличаться от маршрута автобуса с тем же номером, но без кондиционера. Проездных не существует.
Есть размеченные автобусные остановки, вблизи которых надо ждать автобуса, но автобус может и не остановиться, на всякий случай ему надо помахать рукой. На остановках иногда написаны номера маршрутов, но верить этому нельзя, надписи почти всегда устаревшие или просто ошибочные. Место назначения и промежуточные пункты написаны на автобусе, обычно только по-тайски. Узнавать про автобусы у местных бесполезно, они сами ничего не знают и часто ошибаются. Для тех, кто намерен освоить автобусную систему, будет незаменима карта автобусных маршрутов. Их выпущено несколько наименований, они почти всегда есть в продаже в книжных магазинах. Время хождения автобусов разное у каждого маршрута, самые популярные маршруты круглосуточны.
Городские микроавтобусы с нумерованными маршрутами — это не «маршрутки» в российском понимании, так как принадлежат той же муниципальной компании, что и большие автобусы, и выглядят цивильно. Номер маршрута написан на борту, а спереди — только место назначения. Кондиционер имеется всегда. Микроавтобусы ходят в основном по малозагруженным маршрутам, не проходящим через центр города, туристам малополезны.
Сонгтхэо — главный вид рейсового транспорта в тайской провинции — почти не распространён в Бангкоке. Маршрутов немного, а ходят они только там, куда не дотягиваются автобусные маршруты, в основном по спаль