.
г. Минск, ул Кальварийская 25, офис 404
Кораблестроение в древности

Плоты из бапьсовых бревен использовались жителями перуанского побережья задолго до открытия Америки Колумбом. При постройке «Кон-Тики» Хейердал принял во внимание их описания, включая то, которое оставил лоцман Писар- ро — Руис. Многие специалисты утверждали, что такой плот затонет задолго до цели, поскольку бревна быстро впитают воду. Во избежание этого Хейердал распорядился строить плот из только что срубленных деревьев, пропитав их водоотталкивающим соком растений.

Девять бальсовых стволов были связаны пеньковыми канатами. Самое большое бревно, длиной 13,5 м, положили в середину, а более короткие — по бокам. В результате нос плота слегка выдавался вперед, а концы остальных бревен слегка заострили, чтобы он легче скользил по воде в нужном направлении. Длина крайних бревен была 9 м.

Некоторые считали, что натяжение пеньковых канатов вскоре ослабеет, и предлагали вместо пеньки использовать проволоку. Хейердал к их совету не прислушался и оказался прав: в ненастную погоду проволока очень быстро прорезала бы мягкую древесину и плот распался бы на части. Перпендикулярно девяти большим бревнам на расстоянии 1 м друг от друга привязали бревна меньшего диаметра, над которыми настелили палубу из расщепленного бамбука с таким расчетом, чтобы вода свободно проходила сквозь всю конструкцию, как сквозь сито. Немного ближе к корме построили небольшую открытую каюту, стены которой сделали из бамбука, а крышу покрыли плотными банановыми листьями. Перед этой конструкцией возвышались две мачты из прочного мангрового дерева, верхние концы которых были связаланы.

С бамбуковой нок-реи свисал квадратный парус. К корме было прикреплено длинное рулевое весло, а 5 пихтовых досок, укрепленных в пространстве между бревнами, выполняли функции киля и помогали вести плот по намеченному курсу.

Экспедиция на «Ра»

В 1970 г. Хейердал совершил плавание на тростниковой лодке «Ра-Н» из древнего марокканского порта Сафи в Вест-Индию. Сначала исследователя постигла неудача. За год до него в плавание ушел первый «Ра», сконструированный на основе традиционных методов строительства тростниковых лодок, применявшихся на озере Чад. Его рулевое устройство и некоторые другие элементы оснастки были скопированы с египетских настенных рисунков, но никто не знал их истинного назначения. Времени для тщательной проверки не хватило, и все недостатки лодки проявились уже в открытом море.

Два месяца спустя, проплыв 480 км, во время шторма «Ра» получил серьезные повреждения. Вопреки мнению некоторых экспертов, папирус, из которого была сделана лодка, оказался прекрасным материалом для такого плавания, и тем не менее было решено его прервать. «Ра-Н» построили в традициях озера Титикака, исправив конструктивные недостатки, проявившиеся в ходе первого путешествия. С интернациональным экипажем из 8 человек через 57 дней плавания он достиг островов Вест-Индии. Так Хейердалу удалось подтвердить еще одну свою гипотезу о возможностях древних мореплавателей.



Идет загрузка модуля поиска туров