.
Неудивительно, что многие гости Стамбула так и не покидают пределы района Султанахмет: в конце концов, мало где можно найти такую концентрацию исторических памятников, магазинов, отелей и ресторанов в двух шагах друг от друга.
Гробницы пяти османских султанов и членов ихсемей находятся в южном углу Айя-Софии, пройти кним можносулицы - по Кабасакал Каддеси. Одна из гробниц занимает помещение, изначально служившее крещальней.
Взлетающий на высоту 56 м отуровня пола, купол был изначально покрыт золотой мозаикой, но во время реставрации 1847-1849 гг., которую проводили уроженцы Швейцарии архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, на нем появились каллиграфические надписи, Христос на троне с императрицей Зрей и Константином IX Мономахом.
Этот мозаичный портрете верхней галерее изображает императрицу Зою, одну из всего лишь трех женщин, самостоятельно правивших византийской империей, входит остальные здания новаторством архитектурной формы, богатой историей, религиозным значением и исключительной красотой.
От входа в здание пройдите во внутренний нартекс, там обратите внимание на блистательную мозаику Христос Вседержитель над третьими и самыми большими дверями. За ними открывается основное пространство церкви, знаменитое своим куполом, огромным центральным нефом и мозаиками на золотом фоне.
Ключевой точкой на этом уровне является апсида, там находится великолепная мозаика IX в. Богоматерь с Младенцем Христом. Мозаики над апсидой некогда изображали архангелов Гавриила и Михаила, теперь от них уцелели лишь фрагменты.
Во время коронации византийские императоры сидели на троне, установленном в пределах омфала - выложенного мрамором участка пола.
При османском правлении в здании появился мимбар и михраб; большие щиты с позолоченными арабскими надписями, исполненные в XIX в.; необычный, приподнятый над уровнем пола павильон, известный как хюнкар махфили; а также декорированная библиотека позади омфала.
Повернувшись на север, вы увидите три мозаики в основании северного тимпана под куполом. Это исполненные в IX в. образы св. Игнатия Младшего, св. Иоанна Златоуста и св. Феодора Антиохийского. Справа от одного из парусов находится мозаика XIV в. с образом серафима.
В боковом нефе к северо-востоку от Императорских дверей есть колонна с потертой медной облицовкой вокруг дыры; ее называют Плачущей колонной. Легенда гласит, что колонну благословил св. Григорий Чудотворец, и, вложив палец в отверстие, можно получить исцеление от болезней, если палец увлажнится.
Попасть на галереи можно, если пройти по изогнутому пандусу в северной части внутреннего нартекса. Поднявшись, вы увидите большой круг зеленого мрамора, отмечающий место, где некогда стоял трон византийских императоров.
В южной галерее сохранились остатки поразительной мозаичной композиции Деисус. На этой мозаике XIII в. вы увидите образ Христа с предстоящими Богоматерью слева и Иоанном Крестителем справа.
Дальше на восток, в конце галереи, сохранилась мозаика XI в.: «Христос на троне с императрицей Зоей и Константином IX Мономахом.
Справа от портретов Зои и Константина находится мозаика XII в., представляющая «Богоматерь с императором Иоанном Комнином II и императрицей Ириной. Этого императора называли «Иоанном Добрым, он изображен слева от Богоматери, а императрица, известная своей благотворительностью, расположена справа. Их сын Алексей, умерший вскоре после изготовления портрета, представлен рядом с Ириной.
В северной галерее найдите мозаичный портрет императора Александра, созданный в Х веке.
Покинуть церковь можно через Прекрасные Врата - величественные бронзовые двери, датирующиеся II в. до н.э. Выходя из здания, оглянитесь, чтобы увидеть мозаику X в. Константин Великий, Богоматерь и император Юстиниан в люнете внутренних дверей. Константин преподносит Богоматери и сидящему на ее коленях Младенцу Христу город Константинополь, а Юстиниан преподносит церковь Святой Софии.
Перед тем как окончательно покинуть здание, обратите внимание на двери слева. Они ведут в маленький внутренний двор, некогда бывший частью Крещаль- ни. В XVII в. Крещальню превратили в гробницу султанов Мустафы I и Ибрагима I. Огромная каменная купель во дворе - оригинальная.
С противоположной части площади Айя-София Мейдани находятся Бани Хюррем-султан, построены в 1556-1557 гг. Проект создал Синаи, строительство хамама заказал султан Сулейман Великолепный в честь своей супруги Хюррем-султан, из вестной в истории под своим первоначальным именем Роксолана.