.
Вы сова? Поздравляем, переучивайтесь. Для путешествий по тайской провинции желательно жить по солнцу, вставая даже не на рассвете, а чуть раньше, потому что здесь так делают все. Транспорт начинает и заканчивает ходить рано, музеи и учреждения открываются и закрываются рано. А вот поздно вечером в провинции совсем нечего делать.
В крупных городах и на курортах ситуация несколько иная, там есть бойкая ночная жизнь, во многих местах рано уснуть не даст шум на улице. Тайцы уже привыкли к тому, что иностранцы встают значительно позднее, чем они сами, поэтому заведения и транспорт для иностранцев работают больше в вечернем режиме.
Дорожное движение
Движение в Таиланде левостороннее, что довольно непривычно. Из соседних стран движение также левостороннее в Малайзии, правостороннее в Мьянме, Лаосе и Камбодже. Правила дорожного движения в целом идентичны российским, но с небольшими поправками. Так, ограничение скорости в городах — 80 км/ч, а предупре ждающие знаки выполнены в жёлточёрной гамме, как в США.
Пешеходов тайские водители пропускают редко даже на переходах, но науку перехода дороги в принципе можно освоить — в Таиланде можно переходить и на красный свет, но делать это нужно спокойно и осторожно, не делая резких движений, тогда машины в едущем потоке будут столь же спокойно притормаживать перед вами.
Туалеты
Таиланд — лидер ЮВА по количеству туалетов европейского типа, то есть с унитазом и туалетной бумагой. Нормальные туалеты имеются во всех торговых центрах, гостиницах, ресторанах, в большинстве музеев, почти везде они чистые и бесплатные. На транспортных узлах попадаются платные (3—5В) и не столь чистые туалеты, в том числе «азиатского» типа. В стране узкие канализационные трубы, поэтому бумагу нежелательно выбрасывать в унитаз, может забиться.
Общественных туалетов за пределами торговых центров, транспортных узлов, кафе и достопримечательностей почти нет. В крайнем случае можно обратиться к продавцу в любом магазине 7-Eleven, он покажет туалет для сотрудников.
Стирка
По всей стране есть большое количество частных прачек (laundry). Стандартные цены составляют 30—40В за 1 кг. Иногда бывает тарификация по количеству предметов одежды, это немного дороже. Срок исполнения обычно составляет чуть меньше суток: если сдать одежду до обеда, то завтра утром можно забирать. Бывают прачечные при туристических отелях, цены и сроки такие же.
Стиральные машины, стоящие на улице для самостоятельной стирки, бывают, но редко, и рассчитывать на них нельзя. Приспособлений для самостоятельной стирки в гостиничных номерах не имеется, но в принципе можно и постирать самому, это особенно актуально, если есть срочность. Сохнут вещи достаточно быстро, особенно перед вентилятором. Далеко не в каждом номере удобно сушить одежду, имейте это в виду при выборе гостиницы.
Курение
Если в других странах власти пытаются бороться с курением, то в Таиланде курению объявили настоящую войну. На улице курить пока можно, а вот во всяких общественных заведениях, в том числе в барах и ресторанах, уже нельзя, за это положен большой штраф. Сигареты стоят очень дорого и не продаются открыто, их надо просить у продавца. Смотреть на табачные упаковки неприятно, на них обязательно нарисована какая-нибудь гадость вроде лёгких или зубов курильщика. Надо сказать, что эти меры дают результат, в Таиланде курят существенно меньше, чем в других азиатских странах.
Мусор
Хотя Таиланд — в целом чистая страна, тут есть явная проблема с мусорными урнами. Их очень мало. На улице иногда образуются стихийные и полустихийные свалки. Полустихийные — это когда какой-нибудь базарный торговец, заботясь о чистоте территории, положит на землю пустой мешок или фанерный ящик, чтобы туда кидали мусор. Пустой фанерный ящик на улице — это мусорка! В гостиничных номерах мусорные вёдра обычно есть, но не всегда.
С названием у Бангкока всё очень сложно. Тайцы, хотя и знают, что на Западе город называют Бангкоком, сами, говоря по-тайски, никогда его так не назовут. Полное тайское название занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое длинное название города.
Замечательно, что во всём этом названии тайское слово только одно — «крунг», остальные — слова индийского происхождения, тайцам непонятные. Переводится это всё так: «Столица богов, великий город; город — вечное сокровище; неприступный город Бога Индры; величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями; счастливый город; полный изобилия грандиозный королевский дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог; город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном». Есть и другие варианты перевода. Конечно, столь длинное название неудобно, поэтому обычно тайцы его сокращают до Крунгтхеп-Маха-Накхон или просто Крунгтхеп, ставя на конце знак со
Дело осложняется тем, что место под названием Бангкок тоже существует, но это не весь город, а только его район, находящийся напротив Раттанакосина через реку, выше Тхонбури. Так назывался городок, близ которого решено было построить новую столицу. Хотя, конечно, если где-то за пределами города сказать по-английски, что вам надо в Бэнкок, тайцы поймут вас правильно.
Административное деление
Бангкок не входит ни в одну из провинций, образуя самостоятельную административную единицу. Город делится на 50 районов, они написаны на каждом адресе после названия улицы. Кроме собственно бангкокского городского региона, в агломерацию входят несколько соседних городов, сросшихся с Бангкоком: Самут-Пракан, Нонтхабури, Пак- Крет, Патхум-Тхани, Рангсит, Самут- Сакхон и др.
Сущность
Бангкок — столица Таиланда не только в формальном смысле. Этот город — подлинный символ тайского народа, ярко выраженный центр политической, экономической и культурной жизни и с огромным отрывом крупнейший город страны (и крупнейший в материковой Юго-Восточной Азии), где в буквальном смысле сходятся все дороги. Не посмотрев Бангкок, невозможно понять и ощутить Таиланд.
Красивым городом в традиционном понимании Бангкок нельзя назвать. Здесь присутствует общая для тайских городов прямоугольная структура улиц, мало красивых зданий, как старинных, так и современных, в целом застройка совершенно хаотична и лишена какого-либо стиля. К тому же, многих смущает огромность и шум- ность города, постоянные дорожные пробки. Но тем не менее, многие путешественники любят Бангкок и проводят здесь значительную часть своего пребывания в стране. Город действительно интересен, здесь много разных необычных и классных мест, для осмотра самого интересного требуется как минимум неделя, а обилие удобных и недорогих отелей, ресторанов и магазинов делают пребывание здесь ещё и приятным.
История
История Бангкока достаточно скучна и не изобилует событиями: через город не прошла ни одна война, не было и серьёзных стихийных бедствий. Бангкок был небольшим торговым городком на правом берегу Чао- Пхраи, где сейчас находятся кхеты Бангкок-Яй и Бангкок-Ной. В 1767 г. король Таксин после разорения Ают- тхаи бирманцами решил перенести столицу и выбрал место в чистом поле близ тогдашнего городка Бангкок; новая столица получила название Тхон- бури. Собственно, тогда и зародилось различие между тайским и иностранным названиями столицы: иностранцы отказ ались признать название
Тхонбури, называя город по-прежнему Бангкоком. В 1782 г., после свержения Таксина, король Рама I решил перенести столицу снова, на сей раз на другой берег реки, в новый город, названный Ратганакосин. Позже, при Раме ІУ было придумано нынешнее длинное название, сокращающееся до «Крун- гтхеп», название Ратганакосин оставили за старыми кварталами, а город Тхонбури был включён в черту столицы. В дальнейшем город неуклонно расширялся (в основном на восток) и богател, в результате поднявшись до нынешнего статуса де-факто столицы всей Юго-Восточной Азии.
Ориентирование
Бангкок стоит на абсолютно ровном месте недалеко от устья реки Чао- Пхрая — само устье находится в черте Самут-Пракана. По карте видно, что одним своим концом (юго-западным) город выходит к морскому берегу, но никаких пляжей и курортов там нет, приморский район болотистый, нежилой и занят мангровым лесом и креве- точными фермами. Климат в Бангкоке довольно типичен для Центрального Таиланда: жарко, влажно, душно и весьма дождливо. Каждую осень северные окраины Бангкока затопляются выходящей из берегов рекой, но центр остаётся сухим благодаря сложной системе водоотводных каналов и шлюзов.
Бангкок вытянут на несколько десятков километров с востока на запад. Он очень велик, поэтому если по карте что-то кажется близким, то необязательно, что оно так и есть. Структура города совершенно аморфная. Какого-то определённого центра города в Бангкоке нет: по российским понятиям почти весь город — это центр. За «самый центр» разные туристы условно принимают Саям-сквер, Монумент или Раттанакосин. Большая и мощная река Чао-Пхрая делит город на две неравные части (левобережная больше). В городе есть много каналов, — примерно как в Петербурге; некоторые из них отходят далеко от реки, есть и сквозные каналы, соединяющие Бангкок с соседними провинциями.
В огромном «центральном пространстве» на левом берегу Чао-Пхраи можно выделить несколько наиболее интересных районов. Раттанакосин — это искусственный остров, образованный рекой и каналом, он находится к западу от современного центра. Это — Старый город Бангкока, тут сосредоточено большинство исторических памятников. Северная часть острова (к северу от проспекта Ратчхадамнён- Кланг) называется Банглампху, весь этот квартал предназначен для иностранных туристов, причём не самых денежных. В центре Банглампху проходит маленькая, но знаменитая улица Кхао-Сан. Тихий и зелёный район Дусит содержит несколько дворцов, он находится к северу от Банглампху и к западу от железнодорожной линии. В районе Саям находятся самые крупные торговые центры и самые дорогие рестораны. К северу от Саяма расположен памятник Победы, он же Монумент, который считается геометрическим центром города. К югу от Саяма — район Силом, самый дорогой в городе, знаменит концентрацией посольств, бизнес-центров и борделей.
Именно там находится «злачная» улица Патпонг. К западу от Силома находится вокзал Хуалампхонг, а за ним — Китайский и Инлийский кварталы, также известные как Яоварат и Пха- хурат. К востоку от Саяма начинается шоссе Сукхумвит, ведущее на юговосток вдоль моря. Вдоль Сукхумвита и его многочисленных соев расположены гостиницы и рестораны разных ценовых категорий, а также крупные современные жилые комплексы. Этот район также имеет репутацию «злачного». Наконец, правый берег реки состоит из трёх крупных районов: Тхон- бури, Бангкок-Яй и Бангкок-Ной. Достопримечательностей и интересных для туристов мест там почти нет.
Автотрассы выходят из города следующим образом. Трасса 1 (Пхахон- Йотхин), идущая на север страны, отходит от Монумента, проходит район парка Чатучак и городок Рангсит, её дублирует скоростная двухэтажная трасса Виппхавади Рангсит. Ещё одна двухэтажная трасса 34 (шоссе Банг-На — Трат), дублирующая Сукхумвит, отходит от него на юго-восточном краю города. Трасса 7 (шоссе Рамы IX, она же Нью-Пхетчхабури) Бангкок — Районг — ещё один дублёр Сукхумвита, проходит севернее последнего под названием, рядом с ней стоит аэропорт Суваннапхум. Трасса Пхеткасем, идущая на юг через Накхон-Патхом, выходит из города с запада, но по ней из Бангкока обычно не выезжают, используя для этого трассу 336 (улица Бороммаратчхачхоннани), которая фактически является продолжением Ратчхадамнён-Кланг и проходит рядом с автовокзалом Сайтай. Трасса 35 (шоссе Рамы II) ведёт на юг страны, выходит с юго-запада города. Бангкок имеет окружную дорогу (трасса 9), окаймляющую город и некоторые пригороды со всех сторон, причём на юге она проходит по самому Бангкоку, а на севере значительно удалена от города.
Адреса в Бангкоке довольно сложные. Они состоят из дома, улицы, округа и подокруга. Кроме того, в некоторых районах (например, Сукхумвит) достаточно сложная система переулков-соев. Про то, как в ней разобраться, см. раздел «Ориентирование» в начале книги.